Металлы платиновой группы сталкиваются с падением спроса из-за революции электромобилей

Металлы платиновой группы сталкиваются с падением спроса из-за революции электромобилей ПЛАТИНА - PLATINUM

В обычных условиях цены на платину и палладий должны бы расти после падения с недавних пиков, вызванного дефицитом предложения, сокращением рабочих мест и угрозой закрытия шахт в ведущей стране-производителе — Южной Африке. Однако этого не происходит, что показывает, насколько сильно революция электромобилей ударила по прогнозам спроса.

Вместе с родием, эти два металла в основном используются в каталитических нейтрализаторах для очистки выхлопных газов в автомобильной промышленности, что составляет около 40% спроса на платину и 80% спроса на палладий.

Потеря этого спроса будет значительной для всех трех металлов — и для палладия и родия в частности, поскольку на данный момент нет другой отрасли, которая могла бы реально заменить объемы, которые будут потеряны по мере перехода потребителей на электромобили, которым не нужны автокатализаторы.

Аналитики предсказывают долгий период использования металлов платиновой группы в традиционных двигателях внутреннего сгорания, а снижение предложения, вызванное снижением рентабельности добычи, поддерживает цены. Но с золотом, достигшим рекордных высот в этом году, это разочаровывающая производительность.

«Сектор металлов платиновой группы сталкивается с переходом, в ходе которого спрос на палладий и родий будет снижаться без значительных альтернативных секторов спроса на горизонте», — сказала Вилма Свартс, глава подразделения металлов платиновой группы в консалтинговой компании Metals Focus, в интервью Reuters.

Оценки того, когда сокращение спроса на металлы платиновой группы со стороны автопроизводителей станет значительным, различаются и зависят от прогнозов по будущим продажам чистых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания по сравнению с гибридными или электрическими автомобилями.

Согласно аналитикам из Macquarie, спрос на платину и палладий в автомобильной промышленности начнет снижаться после 2025 года.

В начале этого десятилетия палладий был выдающимся металлом среди драгоценных, его цена более чем утроилась с конца 2018 года до начала 2022 года, достигнув более $3,000 за унцию. Сейчас, чуть выше $1,000 за унцию, он утратил премию к платине, которую держал с 2018 года.

Оба металла, палладий (упавший на 9% в этом году после падения на 39% в 2023 году) и родий (небольшой, неликвидный рынок, который немного восстановился в этом году после падения почти на две трети в 2023 году), вероятно, продолжат снижение, согласно аналитикам, чьи прогнозы охватывают следующие пять лет.

Но платина, упавшая на 9% в 2024 году после падения на 8% в 2023 году, может показать лучшие результаты. Это единственный крупный металл в группе, который ожидается, что вырастет к 2028 году по сравнению с уровнем прошлого года, благодаря спросу в неавтомобильных отраслях, таких как ювелирное дело.

Производители и аналитики также надеются, что металл может извлечь выгоду из нового спроса на водородную экономику через топливные элементы, конкурирующие с батарейными электрическими технологиями в автомобилях.

Но надежды на ускорение спроса со стороны автомобилей на топливных элементах кажутся шаткими.

«Текущие темпы внедрения автомобилей на топливных элементах определенно разочаровывают», — сказал один из представителей компании, занимающейся этой технологией.

В базовом сценарии Macquarie общий ежегодный спрос на водород не сможет существенно превысить 250,000 унций платины к 2030 году. Для сравнения, автомобильная промышленность в настоящее время потребляет 3,3 миллиона унций платины в год.

Аналитики более уверены, что предложение будет поддерживать платину в будущем за счет снижения добычи.

Совет по инвестициям в платину, члены которого являются крупными западными производителями, ожидает, что платина будет в среднем ежегодном дефиците в 500,000 унций до 2028 года. Дефицит сократит запасы надземного металла до шести недель спроса к концу 2028 года с 23 недель на конец 2023 года.

Пятилетний прогноз Macquarie, который предполагает, что средняя цена на палладий в 2028 году упадет на 40% от уровня 2023 года до $800 за унцию, наоборот, ожидает, что цена на платину вырастет до $1,250 за унцию к 2028 году, что на 29% выше уровня 2023 года.

Для южноафриканских добытчиков платины это холодное утешение. Согласно данным консалтинговой компании Metals Focus, южноафриканские добытчики металлов платиновой группы в настоящее время получают только 35% своих доходов от платины.

Даже при текущих ценах около половины шахт в Южной Африке производят свои металлы платиновой группы в убыток, что заставляет их полагаться на другие продукты, такие как хром. Шахты в Северной Америке также находятся под давлением, согласно данным Metals Focus.

«Палладий был переоценен по сравнению с платиной в последние годы», — сказал один из крупных производителей металлов платиновой группы. «Это было определенно приятно, но это закончилось».

Вывод

Революция электромобилей оказывает значительное давление на спрос на металлы платиновой группы, такие как палладий и родий. Несмотря на это, платина может получить поддержку за счет спроса в неавтомобильных отраслях и водородной экономике. Однако текущие экономические условия и переход на новые технологии требуют быстрых и решительных действий со стороны производителей и аналитиков.

Николай Маркелов
Оцените автора
Добавить комментарий